Наконец, дошли руки выложить еще один материал, подготовленный для семинаров “Школы гостеприимства Reikartz”

Давайте вспомним некоторые термины.

Дизайн в двух словах – это художественное конструирование. В этом понятии есть две стороны. Художественная сторона, – то есть, создание внешнего эстетического образа. И техническая сторона, – это конструктивность, функциональность, технологичность производства, эксплуатации и утилизации создаваемого объекта.

Дизайн, как самостоятельный вид творчества вырос из архитектуры. В начале XX века он отпочковался от архитектуры и оформился в самостоятельную сферу созидательной деятельности. Но, дизайн предметов интерьера развивается взаимодействуя с архитектурой. Мало создать само по себе архитектурное сооружение, здание. Функциональные процессы не смогут полноценно развернуться в нем вне предметного окружения. Ровно, как и невозможно, создать сумму удобных в отдельности вещей, вне пространства.

Синтез архитектуры, дизайна, искусства, их взаимопроникновение – это, то, что формирует целостность любого объекта, то, что называется – «хорошим дизайном». И в этом всегда присутствует гармония.

“…Сооружение должно быть внушительным в своей красоте и абсолютно гармоничным. Гармония – вот, что лежит в основе всех видов искусства на всем протяжении человеческой жизни”
архитектор Жолтовский Иван Владиславович

Гармония, в переводе с греческого, – это созвучие, согласие, противоположность хаосу. Гармония означает высокий уровень упорядоченности.

Гармония осуществляет связь между всеми элементами интерьера, сводя все воедино.

Обязательное условие гармонии — способность вызывать эстетическую реакцию на увиденное, эстетическое удовлетворение. Обычно человек, встретившись с гармоничным объектом, еще долго остается во власти пережитого. Глубина и сила таких переживаний есть личное достояние человека, его духовного богатства.

Обыватель не разбирается в принципах дизайна, не знает его основ, но он без труда уловит дисгармонию в интерьере. Не нужно быть дизайнером или художником, чтобы интуитивно почувствовать, что интерьер оставляет желать лучшего. Фальшь, дисбаланс в состоянии почувствовать любой человек.

Сама собой гармония возникает только в природе. Для того чтобы гармония возникла в том, что создает человек, необходимо следовать определенным правилам и принципам.

Вот несколько важных принципов дизайна.

ДИНАМИЗМ

Динамизм не есть изображение динамики (движения) в буквальном смысле. Но, любая композиция, даже если она статична, спокойна, в ней все равно есть некая жизнь (движение). Управляя взглядом и вниманием, создается движение с определенным ритмом.

Динамизм создается путем повторений (форм, контуров, цвета, фактур, освещенности) с определенными интервалами.

Динамизм также достигается использованием смены элементов (скажем, при чередовании  полос), или прогрессией (когда размеры чередующихся элементов меняются в определенном ритме).

Ритм необходим, чтобы не допустить хаотичности целого.

Также для выражения динамики можно использовать асимметричную композицию, элементы с острыми углами, диагональные направления в планировке и отделке. Движение в композиции должно носить организованный характер, иначе может получиться так, что динамика превратится в хаос и мешанину. Хаотичность, ровно, как и абсолютная монотонность будет скучной, неинтересной взгляду.

ДОМИНАНТА

Принцип доминантности связывает элементы дизайна отношениями господства и соподчинения. Далеко не все элементы интерьера играют одинаковую роль, поэтому выбираются какие-то элементы в качестве главенствующих и привлекается к ним взгляд с помощью специальных приемов.

В роли доминантных чаще всего используются такие архитектурные элементы, как камин или большое окно или фонтан или бассейн. Если в архитектуре интерьера нет таких элементов, то можно создавать их искусственно.

Мы, люди, по природе своей стремимся к красоте и гармонии. Как внутренней, так и внешней. Издавна человечество стремилось украсить свой быт, сделать свое прибивание в этом мире прекраснее (для оптимистов) или сноснее (для пессимистов).

Все, выше перечисленные, принципы относятся к эстетическим характеристикам дизайна.

Но, дизайн нужно рассматривать и с другой точки зрения.

Креативный директор компании Artlinko, (клиентами кот являются Sony, Stimorol, Джонсон и Джонсон, Карлсберг и прочие известные компании) Серен Фрам, сказал: «Дизайн – это искусство получение прибыли».

Рассмотрим данное изречение на примере дизайна отелей.

Касательно, отеля это означает, что от того, насколько будет хорош дизайн отеля, такова будет вероятность, возращения благодарного клиента.
Намного важней и экономически выгодней удержать благосклонность постоянного клиента, чем привлечь нового.

ОЖИДАНИЯ. СОВРЕМЕННЫЙ ВЗГЛЯД.

Ряд исследований показал, что довольные потребители могут быть инертны, а вовсе не мотивированны, как предполагалось ранее. Их удовлетворение просто означает отсутствие недовольства, а не побуждение к тому, чтобы стать постоянным клиентом. Так называемая зона безразличия.

Чтобы мотивировать человека вновь к вам вернуться, недостаточно просто адекватно удовлетворить его потребности.

Делая для потребителей больше, чем они ждут, вы создаете определенный дисбаланс, который многие люди посчитают своим долгом восстановить.
Они получили больше, чем ожидали. Большая часть людей готова вернуть эти излишки в виде благодарности, приверженности.

Применительно к дизайну интерьера отеля, можно сказать, что, для того, чтобы клиент отеля с высокой вероятностью возвращался в отель и рассказывал о нем своим друзьям и знакомым, необходимо, чтобы уровень комфорта, эстетики оказался выше, чем привычный для него уровень, или уровень его предположений об отеле.

Потенциальный клиент как «пазл» складывает представления об отеле из полученной информации (чьи-то рассказы и рекомендации, реклама, буклет). У клиента начинается формироваться некий образ. И важно, чтобы пребывание в отеле соответствовало этому образу. Для этого, необходимо выдержать то, что называется «фирменным стилем отеля».

Для создания своего фирменного стиля необходима точная и всеобъемлющая концепция.

Концепция, попросту, – это идея.

Каждый отель направлен на свою целевую аудиторию. Поэтому для формирования концепции необходимо четко понимать «что и для кого мы делаем».

Человек, находясь в разных жизненных циклах, обстоятельствах (отдых, деловая поездка и т.д.), требует различных средств размещения и будет комфортно чувствовать себя в соответствующих, подходящих интерьерных обстановках.

В кемпингах, вряд ли будет останавливаться клиент, ожидающий встретить «строгую классику» или «авангард». Ровно, как и автотурист не будет стремиться в бизнес-отель с повышенной степенью комфорта и «высоким стилем» интерьера.

Часто выбор концепции определяется уже существующим архитектурным сооружением. То есть, зданием, расположенным в каком-то конкретном месте, и со своим архитектурным образом.

Может показаться странной, концепция отеля с интерьером в стиле «минимализм с элементами хай-тэк» или некий «современный авангард» в здании расположенном в памятнике архитектуры. Клиенты традиционных взглядов это вряд ли оценят. Однако такая комбинация может привлечь более молодое поколение с настроениями свободомыслия и протеста против традиционных устоев. Оба варианта, возможны, оба варианта можно сделать грамотно. Просто две разные концепции…

Британский архитектор-дизайнер Хью Максуэлл Кассон сказал: «Викторианцы считали, что любое здание, как и любая картина, должно рассказывать какую-нибудь историю, и лучше всего со смыслом».

Сказано это об идеологии. Все, что мы создаем, выражает какую-то идею, несет какую-то мысль, передает какие-то чувства и эмоции.

Интерьер, как произведение искусства в пространстве, может говорить о возвышенности или о прагматичности, экзальтированности или о простоте, чувственности и наслаждении или об аскетизме и отрешенности. И так далее.
Крепкое идеологическое наполнение концепции – еще одно условие хорошего фирменного стиля.

Для того чтобы удачно сформировать и реализовать фирменный стиль, необходимо найти гармоничное соответствие между функционалом, идеологией, стилевым направлением и конкретными стилевыми решениями.

В этой связи будет резонно вспомнить функциональную типологию отелей и классификацию стилей.