декорация-в-детской

К вам всем – что мне, ни в чем не знавшей меры,

Чужие и свои?! –

И с просьбой о любви.Я обращаюсь с требованьем веры

Марина Цветаева

Когда редактор попросила меня написать советы заказчику по выстраиванию отношений с декоратором, я сказала, что авто­ручка мне не понадобится. Писать буду кровью. Потому что тема отношений заказчик-декоратор – это открытая рана.

Главное в идее дизайнера – не ее красота, гармония, актуаль­ность или даже интеллектуальность. Главное, чтобы она, идея, была реализована! Материалом же для реализации интерьерных идей являются деньги заказчика. Без одобрения заказчика самые блестящие декораторские задумки превраща­ются в содержимое мусорной корзины. А ведь каждая погиб­шая идея оставляет дыру в творческой карме дизайнера…

Сколько острых и тонких идей уже похоронено из-за взаимоне­понимания, недостаточного финансирования или плохой орга­низации дела, не перечесть. А сколько красивых проектов, сде­ланных с любовью и старанием, жестоко изуродовано корректи­ровками упрямого заказчика… Когда дизайнер хоронит одну за другой красивые мысли, он перестает верить в себя, разочаро­вывается в профессии, превращается в «пофигиста», халтурщика. И даже святой лозунг декораторов «Красота спасет мир» кажется ему неудачной шуткой.

 Поэтому заказчики, которые могут оценить мысль декоратора и принять решение о ее реализации, у нас на вес золота. Да что золото, мы на них молимся!

 Любой заказчик, обращаясь к дизайнеру, предполагает приобрести у него красоту, идеи и сервис. Намерения благие, почему же не всегда складывается?

 Часто заказчик работает не с тем дизайнером. Вкусы, темпераменты и представления о форме сотрудничества у людей разные. Нужно все-таки взять себе за труд полистать журналы, вписать фамилии дизайнеров в поиск «Яндекса», познакомиться лично.

Если вам нужен человек для визуализации ваших идей, исключительно исполнитель, то лучше взять кого-то из начинающих: меньше ваших сил и времени уйдет на пода­вление творческой воли дизайнера. Если же вы хотите своим интерьером запечатлеть свое имя в веках – обратитесь к декораторам первого эшелона.

Отнеситесь к выбору дизайнера серьезно. Почти так же серьезно, как к выбору супруга. Человек, которому вы соби­раетесь доверить свой дом и свои деньги, должен вам понра­виться. К его личности предъявляется масса требований.

 Декоратор должен быть психологом, чтобы понять, что вам нравится и подходит, и хорошим оратором, чтобы вас на это уговорить. Он должен быть художником, мыслящим образа­ми, торгашом и управленцем одновременно. Ведь ему нужно подать вам свой дизайн как изысканное блюдо, биться за него как за святыню, со всей щепетильностью и принципиально­стью, и в итоге организовать его реализацию.

Декоратор не должен быть нежным одуванчиком или неадекватным маэстро, ведь ему предстоит не только ткани за чашкой кофе выбирать, но и «разруливать» конфликтные ситуации с поставщиками и проблемы на стройке.

Кроме всего прочего вам должно понравиться, как он оде­вается, потому, что в итоге ваш интерьер будет выглядеть так же. Декорация собственного тела – первый тест на про­фессионализм. Важно и как он разговаривает. Потому что общаться с ним вам придется много и долго, пусть же это будет приятно. Профессия болтливая, разговоры у декоратора занимают до 70% рабочего времени.

Не нужно затевать мелкой торговли по поводу гонорара и порядка платежей. Творческих людей это выбивает из колеи. В то же время, в силу наработанных контактов, знания рынка поставщиков, накопленных скидок, декоратор в состоянии серьезно сэкономить. Несомненно, выгоднее построить с декоратором доверительные человеческие и финансовые отношения. Ведь выкручивание рук провоциру­ет на ответные махинации – а в нашей сфере масса возмож­ностей для злоупотреблений.

Начальные пожелания клиента часто носят весьма сумбурный и неопределенный характер. Люди не знают, чего они хотят. Для того чтобы декоратор смог формализовать запро­сы заказчика, ему важно узнать самого заказчика… Часто же приходится работать вслепую. А все потому, что заказчики -люди закрытые. Доходит до того, что информацию но них приходится в том же «Яндексе» и искать. Расскажите о себе, о вашем детстве, о работе, семье, о вкусах и привыч­ках. Помогите дизайнеру понять ваши представления о красоте и функциональности. 

Нужно честно сообщить о планирующемся бюджете. Почему-то заказчик всегда держт цифру в тайне. Может, ему мерещится вселенский заговор? Может, русское суеверие мешает говорить о своем материальном достатке? Может, заказчик надеется, что, не зная цифры, дизайнер будет находить более экономичные способы воплощения проекта? В любом случае эта скрытность осложняет дело! Ведь декоратор должен спланировать бюджет. У меня был объект, где я, дезинформированная сметой проекта, приобрела дешевенькую пластиковую ванну. А потом заказчик лично прикупил маленький шелковый коврик, чтобы постелить его возле унитаза, -за шесть тысяч евро, мастер ткал его четы ре года! Коврик он купил, чтобы ванная комната выглядела более респектабельной. Осталось поплакать, что никакой коврик попсовую сантехнику не спасет. 

Нужно дать реальные сроки. И по ходу работ те сроки увели­чить. А потом еще раз увеличить. Эти шаги сработают на каче­ство. Невозможно быстро сделать хороший интерьер. Заказчики считают, что короткие сроки стимулируют дизайнера к боль­шей оперативности. Но быстро собрать хорошие вещи слишком дорого, это и вовсе невозможно. Нам и самим бы хотелось делать объекты быстро. Как бы обогатились дизайнеры, если б можно было оформлять десяток домов в год!

Часто заказчики портят сделанный для них проект. Главная ошибка заказчика – отсутствие почтения к профессии дизай­нера. А все потому, что дизайн интерьеров как футбол- все в нем разбираются. Не нужно учить дизайнера проектиро­вать, нужно ему довериться! Однако поставьте рамки – «уни­таз должен быть скрыт от посторонних глаз» или «кровать нам все-таки нужна, татами ее не заменит». Т. е. сформируйте техническое задание.

Конечно, заказчиков можно понять – эскизы и подборки отделок не могут во всей полноте передать ожидаемого результата. И отличить качественный дизайн от некачествен­ного непрофессионалу сложно. Дизайн – дело вкуса, и хоро­шо сделана работа или плохо – вопрос спорный. Да и диле­тантов в этой профессии больше, чем где-либо. Но если вы выбрали специалиста, доверьтесь ему.

Мой стоматолог мечтает переквалифицироваться в декоратора. Вряд ли у нее получится – ведь она не привыкла, пре­жде чем поставить пломбу, часами красноречиво убеждать пациента в целесообразности применения именно этого состава. И ее пациенты не будут обсуждать методику реставрации зуба со своими коллегами по работе, друзьями и родственниками. А некоторые заказчики советуются и со своим водителем, и с бухгалтершей, зашедшей подписать бумаги, – а что, Эмилия Марковна, как вам дизайн ванной комнаты? И, застигнутая этим вопросом врасплох, Эмилия Марковна отвечает: «А что ж джакузи-то нет, вот у моего племянника есть джакузи, так хорош о, так крас и во!» Доходит до того, что особо мнительные заказчики размещают пред­ложенные им планировки на форуме ИВД, собирают мнения, корректируют проект, вновь и вновь возвращаясь к отвергнутым ранее вариантам, и это длится годами. Когда же такой заказчик принимает вымученный вариант планировки и доходит до создания стиля, начинается страшное. Дизайнер проектирует, заказчик корректирует, дизайнер проектирует, заказчик корректирует. Проект на промежу­точных этапах бывает весьма интересен, а на выходе получается беспомощное собрание предметов и отделок, под которым автору стыдно подписаться.

Итак, чтобы деньги, которые вы готовы потратить на дизайн, не были потрачены впустую, выполняйте инструкцию по использованию декораторов. Выбирая автора своего инте­рьера, будьте разборчивы. А выбрав – будьте с ним честны. Сформулируйте задание и не учите дизайнера проектиро­вать. Доверяйте его профессионализму! 

И, в конце концов, будьте проще, не мучьте вы себя и других. Ведь это всего-навсего ремонт.

 Диана Балашова